Подлинник иконописный

Подлинник иконописный
Подлинник иконописный – руководство для древнерусских художников-иконописцев. Различаются П. и. лицевые (состоящие из контурных прорисей иконописных изображений) и толковые, или «теоретические» (с описанием икон). Встречаются также П. и., сочетающие черты толковых и отчасти лицевых. Литературные, в том числе греческие, источники П. и. изучены недостаточно. Списки П. и. преимущественно датируются XVII и XVIII вв.; от XVI в. известны единичные экземпляры. Расположение иконописного материала в соответствии с уставом Саввы Освященного (или уставом иерусалимским) свидетельствует о сравнительно позднем возникновении этого памятника (после замены Студийского устава иерусалимским). Известны различные редакции П. и.: в одних материал расположен в календарном порядке, в других – по алфавиту имен и названий (иногда русские святые перечислены отдельно), в кратком или более пространном изложении. Необязательную часть П. и. составляют технические рекомендации, упоминание «греческих образцов». В П. и. XVIII в. нередко для изображения церковного праздника или святого предлагается несколько вариантов (сводный П. и.). В то же время рекомендации довольно однообразны, схема изображения святого складывается из характеристики его возраста и одежды. Чаще всего возрастная примета персонажа передавалась с помощью бороды («св. муч. Доримедот млад, аки Георгий»; «св. муч. Гордий – брада токмо зачатие, еще не выросла»; «св. Вавила: брада седа, подоле Николины» и т. д.). Нередки случаи зависимости статей П. и. от древнерусских житий (например, в П. и. ГПБ, О.XIII.6 читается: «преп. о. н. Ефросина Псковского чюд., брада Иванна Дамаскина, риз преподобниче, сед, а в житии его пишет подобие лица, средний телом, и сухисше плотию, главу име круглу, брови же окружени, лице долго, благодатию святаго Духа просвещено, в лущене скрании тихи име очи, браду име продолговату, доле персей, к концу двоилась, тмяна искра неизгуста седины украшена»). П. и. нужны были прежде всего профессионалам – это своеобразное дополнение к Прологу и минеям четьям, служившее пособием для иконописцев и нередко переходившее из рода в род (см., например, П. и. ГПБ, Соф. собр., № 1523, XVI в., на последнем листе которого записан род старца Матфея Никифорова, по-видимому, иконописца). Иногда П. и. составлялись в монастырях, где имелись иконописные мастерские. Таков Сийский лицевой П. и. (ГПБ, собр. ОЛДП, F.88), включивший разновременный изобразительный материал XVII – нач. XVIII в., в том числе прориси и «переводы» икон царского изографа Симона Ушакова, Василия Кондакова, чернеца Никодима, Федора Зубова, Семена Спиридонова Холмогорца и др.; таков и толковый Сийский П. и. (БАН, Арханг. собр., С. 205, кон. XVII в.) с рисунками чернеца Никодима, в составе которого находятся и четьи статьи. В XVIII–XIX вв. П. и. входили в обиход русских иконописцев, в том числе в старообрядческой среде. П. и. до сих пор не подвергались текстологическому и кодикологическому изучению, долгое время на них смотрели только как на устойчивые иконографические руководства. Обилие списков, разнообразие типов и вариантов П. и. показывают, что этот памятник постоянно дополнялся, изменялся и отражал быт и художественные запросы современного ему общества. Изд.: Порфирий, епископ. Сказания о внешнем виде св. мужей и жен и о возрасте их, извлеченные из разных рукописей // Труды Киевской духовной академии. 1867. № 1; Строгановский иконописный подлинник. М., 1869; Иконописный подлинник новгородской редакции / Изд. Г. Д. Филимонова. М., 1873; Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова. М., 1874. Лит.: Буслаев Ф. И. Общие понятия о русской иконописи // Сборник общества древнерусского искусства. СПб., 1866; Григоров Д. А. Русские иконописные подлинники. СПб., 1888; Покровский Н. В. 1) Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895–1898. Вып. 1–4 (ПДПИ. Вып. 106, 113, 122, 126); 2) Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства. СПб., 1899 (ПДПИ. Вып. 134); 3) Очерки памятников христианской иконографии и искусства. 2-е изд. СПб., 1900. Гл. XVI. С. 439–459; Симони П. К. К истории обихода книгописца, переплетчика и иконного писца. СПб., 1906. Вып. 1. С. 160–167.
О. А. Белоброва

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Подлинник иконописный" в других словарях:

  • Подлинник иконописный — Иконописный подлинник  особое руководство по иконографии, собрание образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах. Иконописные подлинники делятся на лицевые и толковые. Лицевой… …   Википедия

  • подлинник иконописный —     Собрание описаний или рисунков прорисей (П. лицевой), соответствующих церковным канонам отдельных святых и праздников. Самые ранние из опубликованных П. в России «Строгановский» я «Сийский» конца XVI и XVII вв. Литературные источники сообщают …   Словарь иконописца

  • Иконописный подлинник — Иконописный подлинник  особое руководство по иконографии, собрание образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах. Иконописные подлинники делятся на лицевые и толковые. Лицевой… …   Википедия

  • Подлинник (иконопись) — Иконописный подлинник  особое руководство по иконографии, собрание образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах. Иконописные подлинники делятся на лицевые и толковые. Лицевой… …   Википедия

  • ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК — в древнерус. художественной культуре руководство для художников, содержащее все необходимые сведения для написания икон и стенописи. Слово «подлинник» в древнерус. письменности известно только в значении подлинного (истинного) текста, в т. ч.… …   Православная энциклопедия

  • Иконописный подлинник —    особое средневековое руководство по иконописанию; собрание образцов, определявших все детали канонических изображений различных лиц и событий (вплоть до технических приемов письма). Иконописные подлинники подразделялись на толковые и лицевые… …   Православие. Словарь-справочник

  • Лицевой иконописный подлинник — рук во для иконописца в виде собрания канонических изображений соответствующих персонажей или сцен для использования при написании иконы. При отсутствии лицевого образца правила изображения излагались в виде текста с комментариями (толковый… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Комитет иконописный — – точно именуется Комитет попечительства о русской иконописи , существует с 1901 года. Он состоит из представителей В. П. И. и министерств император. двора, внутр. дел, просвещ., земледелия, под председательством графа С. Д. Шереметева.… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ЗОСИМА И САВВАТИЙ — Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Икона. Сер. 2 я пол. XVI в. (ГИМ) Преподобные… …   Православная энциклопедия

  • ИОАНН ВОИН — Мч. Иоанн Воин. Икона. Кон. XVII 1 я пол. XVIII в. (ц. св. Иоанна Предтечи на Пресне, Москва) Мч. Иоанн Воин. Икона. Кон. XVII 1 я пол. XVIII в. (ц. св. Иоанна Предтечи на Пресне, Москва)[греч. ᾿Ιωάννης ὁ στρατιώτης] (IV в.), мч. (пам. 30 июля).… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»